Статьи/Туристическое образование/Электронный журнал об образовании

Электронный журнал об образовании

Электронный журнал об образовании
До 2008 года для компаний, приходящих туристскими операторами, правительственное положение о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности определяло запроса к целому линии служащих отрасли. Определенные должности в компании-туроператоре могли занимать лишь мастера со особым образованием. Сейчас этого запроса нет. Вообщем, работодатели, как и до этого, при комплекте персонала уделяют свое внимание преимущественно не на профильное образование,... а на проф компетенции в области менеджмента, тот или другой часто нарабатываются практикой. А нужна ли спецам в области туризма вправду суровая теоретическая подготовка вузовского ватерпаса. с таковым очевидно провокационным вопросцем наш корреспондент обратился к старшему педагогу кафедры туризма и культурного наследия Государственного исследовательского Саратовского муниципального института им. Н. Грам. ЧернышевскогоЛене ЛАРКИНОЙ, проводившей не так давно исследование условно заморочек и перспектив туристического образования в Рф. Лена Александровна, в собственном исследовании вы пришли к решению, что работодатели туристской отрасли при подборе персонала мастерят упор на менеджерские таланты ежели на высшее образование по профилю. Так приносит ли высшее туристское образование настоящие достоинства при трудоустройстве в данной сфере. Вправду, как указывает практика, при подборе персонала большая часть работодателей по-бывшему дает предпочтение соискателям, обладающим опыт службы в туризме более года. К примеру, в туркомпаниях от соискателя вызывают, чтоб он умел вести клиента с фактора получения заявки до его возвращения из поездки, знал отдельное туристское направление (отельную основание, индивидуальности сервиса и прочее), визовые формальности. А эти способности и познания нарабатываются и приобретаются на практике. Но, на мой взор мыслю, со мной согласится хоть какой опытнейший управляющий туристической компании, отменная теоретическая подготовка приходит задатком высококачественной службы спеца. Эпохи, иногда в туризме действовали люди, не обладающие специфичного образования, прошли. Без простых познаний географии и страноведения, естественно-погодных, культурно-исторических необыкновенностей той либо другой дестинации и баз психологии менеджер по туризму навряд ли сумеет квалифицированно проконсультировать клиента, хорошо подобрать либо составить тур в согласовании с его запросами. Согласитесь, разве вы доверите собственный отдых турагентству, сотрудник тот или другой дает для вас поехать в Доминиканскую республику, а сам не знает, где она находится, либо мнется при ответе на вопросец о том, на каком языке говорит аборигенное народонаселение. Студенты вузов, обучающиеся по туристским квалификациям, зарабатывают теоретические познания по географии, истории, культуре и искусству, арифметике, экономике и бухучету, информационным технологиям и остальные, изучают иностранные языки. Теоретические познания, на самом деле, обязаны сформировать у студентов и потом выпускников профильных вузов корпоративное представление о службе туристической отрасли в целом, отдельных компаний и учреждений, бизнес-планировании, о разработках службы с партнерами и профилактики клиентов, о необыкновенностях формирования туров и предложения гостиничного продукта. А теснее в процессе настоящей службы в гостинице, ресторане, турфирме либо музее выпускник обязан завлекать будущий у него багаж познаний и уметь использовать их на практике. Без базисных представлений о том, как живет и действует туристическая ветвь, как работают и взаимодействуют ее компании-организаторы, как создается туристический продукт и т. п. , нереально действовать в данной сфере. В частности, труженики гостиничного и ресторанного секторов обязаны иметь ясное понятие о структуре и специфике службы гостиничного либо ресторанного компании. Практическая деятельность, естественно, может обучить этому, но далековато не сходу и не целому. Очевидно, можнож действовать и без диплома о профильном образовании в маленьких туркомпаниях, тот или другой не хлопочут о собственном стиле. Грызть же люди, тот или другой и без высшего образования думают верно и хорошо. Потому в больших компаниях, имеющихся на базаре более 10 лет, огромное интерес уделяется университету, тот или другой закончил соискатель. Для большой компании это, быстрее, вопросец статуса, репутации. Также обладают значение сертификаты и дипломы доп курсов далековато не избыточное свидетельство тому, что человек способен обучаться и расти на перспективу. Потому профильное образование, на мой взор, это несомненный плюс при трудоустройстве на службу в туристической сфере. Ежели в качестве бонуса к нему еще прилагается и опыт (пусть и маленький) службы в туризме, таковой соискатель будет обладать значимое превосходство по сопоставлению с остальными. Как указывает практика, почти все студенты теснее во пора учебы пробуют устроиться действовать по квалификации. Это красивая вероятность, во-главных, убедиться, что служба в туризме (либо в определенной его сфере) это вправду твое процесс; во-вторых, заработать ценный практический опыт; в-третьих, при договоре неплохой службы зарекомендовать себя с положительной сторонки и потом заработать неизменную должность и вероятность проф роста. Работодатели (не только лишь в туристической сфере) в большинстве собственном быстрее отдадут предпочтение соискателю с практическим опытом, ежели дипломированному спецу, не обладающему такового опыта, тем паче что учить сотрудника длинно и недешево. В то же пора некомпетентность огромного числа выпускников, отмечаемая в нынешнее время близко работодателей, принуждает компании без помощи других растить кадры. Сейчас в Рф до 70 процентов выпускников инженерных квалификаций не действуют по профессии. Есть ли конкретные сведения, сколько выпускников вузов, заработавших высшее образование в области туризма, действуют по профилю. И вообщем, способна ли ветвь обеспечить службой выпускников. Разговаривать о официальной статистике трудоустройства по туристским квалификациям очень трудно, так как беспристрастных предоставленных и определенных цифр, к огорчению, нет. В нынешнее время около четыресто русских вузов (по предоставленным портала travel. ru, на начало 2009 года 370 вузов) готовят профессионалов для туротрасли, и их число продолжает расти. Все эти университеты можнож поделить условно на две категории: университеты узенькой квалификации (этакие как Русская интернациональная академия туризма, Русский муниципальный институт туризма и сервиса и др. ), водящие подготовку профессионалов только для отрасли и университеты обширной ориентированности к данной группе можнож отнести все другие учебные заведения. По предоставленным Ростуризма, профильные университеты издают в дважды младше профессионалов, чем требуется отрасли. Результаты опроса, проведенного Столичным муниципальным институтом промышленности туризма, проявили, что на сей день рынок в Москве нуждается в 6 тыс. человек, но профильные учебные заведения издают чуток наиболее 3 тыс. Но далековато не многие университеты и регионы водят статистику трудоустройства выпускников. По различным предоставленным, в регионах раз в год по квалификации в туризме трудоустраивается от 5 до 30 процентов выпускников. Таковым бразом, можнож разговаривать о том, что при наличии рабочих участков и спроса на служащих в отрасли процент трудоустраивающихся по квалификации маленький. Это соединено с тем, что рабочие участка, а следовательно, и вакансии распределены неравномерно: в регионах, где туризм развивается довольно робко и преобладают выездные туристические потоки, обычно, штат будущих организаторов и компаний туризма теснее укомплектован. Новейшие компании, ежели и создаются, то обладают маленький штат. Следовательно, и спрос на профессионалов низок. В частности, результаты исследования, проводимого рекрутинговым порталом Superjob, проявили, что в июне 2011 года соотношение спроса и предложения в секторе туризм/гостинично-ресторанный бизнес составило приблизительно 7,1 резюме на одну вакансию (для сопоставления, в январе 2001 года 5,3 резюме на 1 вакансию). Как мы лицезреем, ситуация довольно противоречива: в Москве и больших городках наблюдается недостаток кадров по туризму, в целом же по Рф предложение произведения превосходит спрос на него. Ну и сами выпускники, ежели не разочаровались в избранной профессии во пора учебы и не отыскали службу у себя в регионе, уезжают попытать счастья в наиболее развитые в туристическом отношении центры Москву, Санкт-Петербург либо вообщем за предел, или действуют не по квалификации. Отсюда и маленький процент трудоустроившихся. Потому спрос на тружеников в сфере туризма характеризуется территориальной (либо региональной) неравномерностью: в одних регионах издаваемые профильными университетами спецы оказываются невостребованными; в остальных наблюдается острый недостаток в обученных кадрах. Туристская промышленность обладает довольно обширный диапазон профессий. Как вы считаете, все ли они удовлетворены профилями, представленными в российскихвысших и средних особых учебных заведениях. Невзирая на то, что туристическая промышленность подразумевает вправду очень обширный диапазон квалификаций и квалификаций, современная тенденция такая, что выпускается максимум профессионалов высшего звена, тот или другой не требуются отрасли и не обретают для себя внедрения. При всем этом чувствуется нехватка служащих среднего и младшего звеньев со особым образованием для профилактики гостиниц, санаторно-курортных учреждений, ресторанов и достопримечательностей. Проф кадры в особенности потребуются во пора подготовки и проведения Олимпиады, а также для развития туристско-экономических зон. Не считая того, университеты, обычно, готовят спеца обширного профиля, универсала, в то пора как в столичных компаниях посреди менеджеров живет сечение по определенным фронтам (стране либо целому региону), обликам туризма (автобусным турам, круизам и т. д. ) и иным обликам деятельности (менеджер по авиабилетам, по визам и проч. ). Другими словами, как мы теснее разговаривали, необходимы определенные познания определенного направления, специфичности отельной основания, необыкновенностей продаж круизного продукта, бронирования авиабилетов и др. В регионах ситуация немного другая: там сотрудник турфирмы обязан останавливаться универсалом и знать все обо целым, но нереально идиентично отлично знать все туристские направления и специфику множества государств. Два месяца на учебу, полтора на практику Какие компетенции желают узреть работодатели в нынешних выпускниках туристских направлений. При подборе персонала работодатели уделяют свое внимание на наличие географических и страноведческих познаний у соискателя. Не считая этого, кандидат обязан изобразить в целом высочайший ватерпас гуманитарных познаний: без неплохого познания истории не построишь увлекательный экскурсионный маршрут; без владения языком нереально хорошо и отлично провести переговоры с иностранными партнерами; без баз психологии трудно действовать в неизменном контакте с огромным числом жителей нашей планеты, встречать вывод в стрессовой ситуации; без математических и экономических знаний нереально провести калькуляцию стоимости турпродукта, рассчитать его рентабельность, выстроить бизнес-план. И, непременно, неотклонимыми приходят отличные способности службы с главными компьютерными програмками. Огромное значение обладают собственные свойства соискателя коммуникабельность, доброжелательность, стрессоустойчивость, умение действовать в команде, рвение к самосовершенствованию, умение изобразить продукт личиком, уверить потребителя. Программы обучения в университетах по туристским квалификациям, составленные в согласовании с действующими эталонами, включают обширный диапазон изучаемых дисциплин и подразумевают приобретение соответственных познаний, компетенций и способностей. Невзирая на это ряд работодателей отмечает наличие определенных проф недочетов у выпускников, таковых как простая безграмотность (незнание верховодил российского языка, баз географии, истории и арифметики), маленький ватерпас познания иностранных языков, неумение разговаривать ни с сотрудниками, ни с клиентами, романтическое представление о службе в туризме как о нескончаемом странствии. По заявлению генерального начальника компании Асент Трэвел Игоря Козлова, до 90 процентов выпускников не могут действовать с компьютерными програмками, испытывают трудности с подготовкой презентаций либо отчетов. Также далековато не многие обладают иностранным языком. Как отмечает директор по персоналу компании Interstate Managed Hotel Services Лена Литвинова, крупная количество выпускников не обладает практики службы в туризме. Она считает, что университеты и колледжи обязаны так организовывать учебный процесс, чтоб на два месяца учебы приходилось минимум полтора месяца практики, так как большая часть студентов практикуется менее 1-го месяца в год. Потому выпускнику, тот или другой не обладал настоящей практики, работодатель в гостиничной промышленности сумеет предложить лишь стартовые позиции должность служанкой либо службу в столовой. Все другие позиции вызывают наиболее суровой подготовки и познания 2-ух и наиболее языков. Следовательно, возникает суровое несогласие меж туристической отраслью и сферой образования. С одной сторонки, издающих вузов максимум, спрос на обученных профессионалов грызть, и наблюдается тенденция к его росту, а с иной отмечается нехватка вправду обученных профессионалов и густая квалификация выпускников. Допускается это несогласие при договоре, что учебный процесс в университетах ведется в согласовании со эталонами, а действующие стандарты ВПО отвечают имеющимся реалиям. Как оправдала себя по результатам опыта специальность Туризм, введенная в 2004 году. Отразилось ли на качестве подготовки профессионалов то, что по ней замерзли обучать в рамках эталона, разработанного при конкретном участии работодателей. Экспериментальная специальность Туризм, введенная в 2004 году, значительно различается от действовавших до тех пор так именуемых стандартов третьего поколения, утвержденных в 2000 году. Разработанная при конкретном участии работодателей, с учетом не только лишь российского, да и забугорного опыта в сфере туристического образования, она подразумевает исследование обширного диапазона особых, а также общепрофильных дисциплин, дозволяет учесть запроса работодателей к соискателям, предугадывает увеличенные сроки проведения практики, а также вероятность прохождения стажировок в огромнейших российских и забугорных компаниях. Сама прихожу выпускницей квалификации Социально-культурный сервис и туризм, потому могу отметить, что с введением квалификации Туризм качество подготовки профессионалов, непременно, возросло: огромное интерес уделяется исследованию идущих в ногу со временем информационных, сервисных и управленческих технологий турбизнеса, географическому и историко-культурному компонентам, экономическим дисциплинам. В учебном процессе, кроме педагогов, функциональное роль замерзли встречать спецы туриндустрии, что увеличивает практический компонент в подготовке. Это реальный отраслевой эталон подготовки профильных профессионалов для туротрасли. Для тех пор это был суровый шаг на пути к совершенствованию государственной порядка туристического образования. Но и тут требуется доработка, чтоб удовлетворить не только лишь туриндустрию, да и гостиничный и ресторанный сектор. В этом плане определенным шагом вперед замерзли новейшие ФГОС, да и они коснулись в главном туризма и гостиничного бизнеса, а ресторанный сектор остался за бортом. В целом, на мой взор, разговаривать о каких-то результатах пока рано. Что нужно сделать, для разрешения противоречия меж сферой образования и работодателями в туристской отрасли. Способны ли поменять ситуацию крайние ФГОС. На мой взор, чтоб сделать рынок произведения в туризме наиболее цивилизованным, нужно продолжить, во-главных, предстоящее улучшение порядка профильного образования; во-вторых, укрепление отношения меж базаром произведения в личике работодателей, с одной сторонки, и порядком образова ния в личике вузов с иной; в-третьих, улучшение свойства преподавания в профильных университетах при конкретной поддержке страны. Русская туристическая ветвь в ее современном осознании приходит довольно юный, то же дотрагивается и профильного образования, тот или другой повсевременно претерпевает конфигурации. Крайние ФГОС, непременно, думали как принципиальный шаг на пути совершенствования туристического образования. Федеральным законом от1 декабря 2007 года 309-ФЗ имелась утверждена новенькая структура муниципального образовательного эталона. Это отменно новейшие документы. На самом деле, ФГОС носят рамочный нрав: они не определяют твердых запросов к содержанию образовательной программы, а только регламентируют ее структуру, результаты освоения и обстоятельства реализации. При всем этом университеты зарабатывают полную свободу в рамках реализации вариативной доли программы. Разговаривать о плюсах и недочетах можнож будет, на мой взор, опосля того, как университеты начнут издавать новейших профессионалов. Можнож только отметить, что ежели ранее качество образования обусловливалось качеством преподавания по обычным програмкам, определяемым государством, то сейчас оно будет чрезвычайно сильно зависеть от возможности университета создать нужные и знаменитые у студентов программы. Творение цивилизованного базара произведения в туризме нереально, на мой взор, без настоящего сотрудничества меж работодателями и университетами. Оно предполагает неизменный размен информационными потоками, к примеру, о вакансиях, запросах базара и многом ином, что дозволит сделать обратную касательство и уменьшить ассиметричность предоставленных на базаре произведения, проводить его мониторинг, вести статистику выпускников, трудоустраивающихся по квалификации. Огромное значение обладает также вопросец увеличения свойства преподавания. Идет речь о том, что нужно неизменное увеличение квалификации педагогов не разов в три-5 лет, а желая бы разов в год. При всем этом несомненным плюсом имелось бы пребывание работодателей (как беспристрастный взор со сторонки), к примеру, при охране итоговых квалификационных служб. Не считая того, введение новейших стандартов просит от педагогов разработки новейших учебных программ и переработки лекционных курсов, программ практических занятий по дисциплинам. Это занимает существенное пора, и иногда картонная служба оттесняет на 2-ой план учебный процесс, что не может не отразиться на качестве преподавания. Клиент не обуза, а подарок. Какие трудности и перспективы туристического образования в Рф вы окрестили бы более соответствующими на нынешний фактор. Основной неувязкой будет то, что порядок образования в туризме пока не отвечает запросам отрасли, количественные характеристики подготовки профессионалов опередили высококачественные, программа в университетах не согласовывается с нуждами базара, и в университетах не используются стандарты, тот или другой учитываются при приеме юных профессионалов на службу. В итоге, чрезвычайно маленькая количество выпускников следует действовать по квалификации. На мой взор, нужно развивать институт приватно-муниципального партнерства в вопросце подготовки кадров для туризма. Принципиальным шагом в этом направлении приходит вывод о разработке по инициативе Комитета по туризму грам. Москвы, Департамента образования грам. Москвы и Ростуризма межведомственной рабочей группы, тот или другой будет проэктировать программы для туристских вузов и колледжей с учетом потребностей базара. В межведомственную рабочую группу обязаны войти также педагоги вузов и спецы, действующие в туриндустрии. Еще одна неувязка связана с имеющейся по этот день русской моделью сервиса, отзвуки ее можнож следить во почти всех ведомственных гостиницах и на остальных предприятиях туризма. Руководители турфирм также нередко жалуются на недочет культуры общения у выпускников. Задачка порядка образования и, в частности, высших учебных заведений воспитывать правильное отношение к клиенту (не как к обузе, а как к дару), прививать культуру профилактики и воспитанного обращения с клиентами. Частично работодатели сами пробуют решать эту и остальные трудности, идя по пути сотворения собственных учебных центров, институтов, корпоративных институтов. Более значимой неувязкой в обеспечении туристического образования приходит унификация программ обучения. Программы большинства высших учебных заведений, обычно, обусловливаются профилем университета, и он влияет на нрав преподавания туристических дисциплин, u1087 параллельно с тот или другой есть традиционные для учебного заведения дисциплины. Так, в вузе технического профиля в преподавании туристических дисциплин выслеживается склонность к техническим наукам, в вузе географического профиля к географическим, в вузе экономического профиля к экономическим... Это безизбежно отражается на качестве зарабатываемой выпускниками квалификации. И нужно отметить, что принятые ФГОС не решают эту делему, так как, сообразно им, образовательные программы обусловливаются профилем университета. По моему воззрению, чтоб решить эти и остальные упомянутые трудности, нужны суровые структурные конфигурации, в базу тот или другой обязана иметься положена отечественная академическая традиция в сочетании с идеей инноваторского развития и заимствованием наилучшего интернационального опыта к примеру, в плане взаимодействия порядка образования с базаром произведения, применения института общественного партнерства. Лишь в данном варианте вероятны суровые положительные сдвиги.

Популярное

г. Николаев +7978